Понятия «рынок» и «конъюнктура»Общая теория маркетинга / Изучение конъюнктуры рынка на промышленном предприятии / Понятия «рынок» и «конъюнктура»Страница 3
Итак, если спрос выше предложения, на рынке начинают действовать силы, стремящиеся увеличить количество данного товара и одновременно понизить цену на него. В противном случае, т.е. когда предложение превышает спрос, на рынке доминируют силы, стремящиеся уменьшить количество товара и в то же время повысить цену на него. Между этими противоположными точками должно быть некоторое «среднее» состояние, когда ни спрос не превышает предложение, ни предложение не превосходит спрос, иначе говоря, когда спрос и предложение уравниваются. В этом случае не окажется силы, способной изменять количество и цену товара на рынке.
Однажды реализовавшись, это «среднее» состояние рынка может сделаться постоянным или, по крайней мере, длительным только при наличии целого ряда условий, характеризующих так называемое стационарное хозяйство. Но такие условия являются «идеальным» случаем предельного характера. Тем не менее на рынке всегда существует тенденция к установлению равенства между спросом и предложением, включающая тенденцию к выравниванию и стабилизации количества цены, спроса и предложения. Поэтому можно утверждать, что реальное состояние рынка всегда колеблется около указанного «среднего» состояния, отступая от него в ту или другую сторону, но неизменно возвращаясь к нему.
Это не исключает того, что уровень самого «среднего» состояния может изменяться. Вообще говоря, спрос и предложение могут уравновешиваться при любых количествах товара и при любой абсолютной высоте цен. Тут важны не абсолютные размеры количества товаров и цен, а лишь равенство количества предлагаемого товара количеству спрашиваемого, а также равенство цены спроса цене предложения.
Состояние рынка, соответствующее равенству спроса и предложения, и дает повод для применения понятия равновесия в экономике рынка.
Рынок находится в равновесии относительно данного товара или группы товаров тогда, когда спрос на этот товар равен предложению его на рынке.
Степень изменения спроса и предложения под воздействием того или иного фактора характеризует их эластичность. Однако она будет весьма различной для разных товаров.
Определение понятиям «спрос» и «предложение» можно также дать относительно цены. Спрос – это количество данного товара, которое действительно может быть приобретенным по определенной цене. Цена является одним из основных факторов, влияющих на состояние спроса и предложения, а значит, и на конъюнктуру рынка.
Если производственные издержки не покрываются ценой, то для выпуска продукции необходима государственная дотация. С повышением цены предложение товаров начинает быстро расти, но затем замедляется, поскольку упирается в необходимость решения других задач: наращивание мощностей, расширение сырьевой базы и т.д. В то же время с ростом цен спрос существенно сокращается. Цена, при которой достигается соответствие спроса и предложения (точка пересечения кривых), называется ценой равновесия.
Смотрите также
Формы активного продвижения товаров (услуг)
♦ Реклама как инструмент эффективного участия В целевом сегменте ♦ Паблик рилейшнз
и имидж малой организации ♦ Стимулирование сбыта - резерв продвижения товара ♦ Выставочно-я ...
Оценка эффективности маркетинга в сфере малого бизнеса
♦ Принципы эффективности управления маркетингом ♦ Показатели качества маркетинга
♦ Контроль в маркетинге ♦ Вопросы и задания ♦ Ситуационные и практические задачи
b ...
Качества маркетолога
Маркетинг - деятельность, направленная на продвижение продукции к потребителю, занятие определенной рыночной ниши путем исследования рыночной конъюнктуры сложившейся группы товаров на рынке. Цель ма ...