Основные понятия системы управления агромаркетингомОбщая теория маркетинга / Основы маркетинга в агропромышленном комплексе / Основные понятия системы управления агромаркетингомСтраница 2
Основным инструментом воздействия руководителя предприятия и его маркетинговой службы на окружающую среду, в том числе на целевой рынок, является комплекс маркетинга. И здесь речь идет в первую очередь об инновационной деятельности предприятия сельского хозяйства и планировании производственного и товарного ассортиментов, формировании ценовой политики, построении системы маркетинговых коммуникаций, включающей рекламу, паблик рилейшнз, стимулирование сбыта и личные продажи.
Комплекс маркетинга и избранный целевой рынок берутся за основу при разработке маркетинговых стратегий. Их место в системе управления маркетингом показано на рис. 17.3. Сама система управления маркетингом занимает промежуточное положение между его внешней и внутренней средой, обеспечивая их взаимное соответствие в интересах предприятия.
Рис. 17.3. Схема маркетинговой деятельности сельскохозяйственного предприятия
Важнейшая задача управления агромаркетингом состоит в активном воздействии на рынок, в частности на уровень и характер спроса, для достижения рыночных целей, поставленных перед предприятием.
Специалисты выделяют восемь основных ситуаций, характеризующих состояние спроса. Каждой из них соответствуют определенный набор задач по управлению маркетингом и тип маркетинга.
Негативный спрос характеризуется ситуацией, при которой рынок отвергает данный товар независимо от его качества и потребительских свойств. Задача агромаркетинга заключается в детальном анализе причин неприязни к товару и, если это возможно, в изменении негативного отношения к нему рынка, стимулировании зарождения спроса и доведении его до уровня, соответствующего предложению. Маркетинг, решающий указанные проблемы, называется конверсионным.
При отсутствии спроса на товар (безразличном отношении потребителей) цель маркетинга – увязать достоинства этого товара с потребностями покупателей. Для достижения указанной цели необходим, стимулирующий маркетинг.
Потенциальный (формирующийся) спрос наблюдается в том случае, если потребности покупателей, требующие своего удовлетворения, уже существуют, в то время как товары, способные их удовлетворить, отсутствуют. Превратить потенциальный спрос в реально предъявляемый – задача развивающего маркетинга.
Падающий (снижающийся) спрос характерен для большинства товаров, достигающих стадии спада в своем жизненном цикле. Такой спрос нуждается в мерах по его оживлению, и, если это необходимо, предприятие использует ремаркетинг.
Колеблющийся спрос характеризуется колебаниями его объема и структуры, не совпадающими во времени с объемом и структурой предложения товаров. Если эти колебания носят достаточно устойчивый циклический характер, то предприятие может противопоставить им систему мер синхромаркетинга.
Наиболее благоприятной и желательной ситуацией является соответствие спроса предложению по объему и структуре. Поддержание спроса на достигнутом уровне в течение промежутка времени, оптимального с точки зрения предприятия, – задача поддерживающего маркетинга.
Если спрос на товар значительно превышает предложение, a производитель не имеет возможности или не считает необходимым увеличить последнее, необходимо применение демаркетинга.
И наконец, существуют товары, спрос на которые является иррациональным (нежелательным) с точки зрения благополучия, потребителя или общества в целом. К ним относят наркотики; а иногда – табачные изделия и спиртные напитки. Для ликвидации или снижения такого спроса используется противодействующий маркетинг
(табл.
17.1).
Таблица 17.1
Характеристики состояния спроса и соответствующие им типы агромаркетинга
Состояние спроса |
Задача маркетинга |
Тип маркетинга |
Негативный спрос Отсутствие спроса Формирующийся спрос Падающий спрос Колеблющийся спрос Оптимальный спрос Превышающий оптимальный уровень Иррациональный спрос |
Преодоление негативного отношения к товару Увязать характеристики товаров с существующими потребностями Превратить спрос в реально предъявляемый Оживить спрос Синхронизировать спрос и предложение Поддержать спрос Снизить спрос Ликвидировать спрос |
Конверсионный Стимулирующий Развивающий Ремаркетинг Синхромаркетинг Поддерживающий Демаркетинг Противодействующий |
Смотрите также
Качества маркетолога
Маркетинг - деятельность, направленная на продвижение продукции к потребителю, занятие определенной рыночной ниши путем исследования рыночной конъюнктуры сложившейся группы товаров на рынке. Цель ма ...
Маркетинг как философия современного малого бизнеса
♦ Содержание сферы малого бизнеса ♦ Классификация услуг сферы малого бизнеса
в условиях сервисной экономики ♦ Концепции, принципы и функции маркетинга ♦ Вопросы
и задания & ...
Паника при катастрофе
В брошюре, изданной министерством внутренних дел ФРГ, под названием «Медицинские аспекты катастроф» приводятся некоторые данные об условиях, которые благо-приятны для развития такого фен ...