Концепции маркетинга и эволюция их развитияОбщая теория маркетинга / Возникновение маркетинга, его концепции и среда функционирования / Концепции маркетинга и эволюция их развитияСтраница 3
Рис. 1.3. Основные элементы механизма реализации концепции маркетинга
Таким образом, концепция маркетинга имеет три основные особенности:
- ориентация на платежеспособного покупателя;
- подчинение интересов подразделений основным интересам и целям предприятия;
- объединение ориентиров действий всех функциональных служб предприятия вокруг его коренных интересов.
Итак, маркетинг развивался с середины прошлого века, причем эта деятельность постоянно видоизменялась и совершенствовалась. В настоящее время принята следующая классификация этапов ее развития*.
- 1860 – 1930 гг. – «товарная ориентация» т.е. стремление к улучшению качества товаров без серьезного учета запросов потребителей;
- 1930 – 1950 гг. – «сбытовая ориентация», т.е. обеспечение максимизации продаж с помощью рекламы и других методов воздействия на покупателя с целью заставить его совершить покупку;
- 1950 – 1960 гг. – «рыночная ориентация», т.е. выделение пользующихся повышенным спросом товаров высокого качества и обеспечение максимума продаж именно этих товаров (в фирмах впервые появляются отделы маркетинга);
- с 60-х гг. по настоящее время – «маркетинговое управление», т.е. перспективное планирование и прогнозирование, опирающееся на исследование рынка, товаров и покупателей, использование комплексных методов формирования спроса и стимулирования сбыта, ориентация на продукцию «рыночной новизны», удовлетворяющую потребности потенциальных покупателей.
* Baker N. Т. Marketing: An introduction text. – London, 1971.
Понимание маркетинга как функции предприятия также прошло несколько этапов развития. Основные из них представлены на рис. 1.4.
Схема «а» отражает начальный период практического внедрения маркетинга (М). Вначале он имел узкую, прикладную направленность и рассматривался как часть сферы сбыта (С). В дальнейшем, по мере роста его значения, возникают самостоятельные маркетинговые подразделения в организационных структурах предприятия. Маркетинг при этом рассматривается как равноправная сфера деятельности (схема «б») наряду с производством (Пр), финансами (Ф), кадровой деятельностью (К), научными разработками (Н). В дальнейшем он представляется как одна из важнейших сфер деятельности (схема «в») и, наконец, как самая важная (схема «г»).
В процессе перехода развитых индустриальных стран от рынка продавца (где спрос превышает предложение) к рынку покупателя (предложение превышает спрос) ощутимо возрастает значение полного удовлетворения нужд потребителя (П). Потребитель становится центральной фигурой в маркетинговой деятельности. Если до этого удовлетворение его потребностей было желательным условием, способствующим успеху деятельности фирмы, то теперь оно жизненно важно.
Маркетинг рассматривается как равноправная сфера деятельности, ориентированная на потребителя (схема «д»). Впоследствии возникает настоятельная необходимость в координации всех служб предприятия, в том числе более тесной связи стратегического планирования с маркетингом. Последний приобретает статус координирующей системы между потребителем и остальными сферами деятельности организации (схема «е»).
Рис. 1.4. Эволюция взглядов на маркетинг как функцию предприятия
Определение маркетинга как функции предприятия требует организации по единой программе всей его деятельности – от проектирования и налаживания производства до сбыта товара, на который покупатель предъявляет или может предъявить спрос.
Смотрите также
Паника при катастрофе
В брошюре, изданной министерством внутренних дел ФРГ, под названием «Медицинские аспекты катастроф» приводятся некоторые данные об условиях, которые благо-приятны для развития такого фен ...
Заключение
Таким образом, на основе полученной информации
можно сказать, что имея набор возможных («хороших») областей активности,
рын-ков, сегментов, фирме необходимо выбрать те из них, на которые она «будет
...
Специфика маркетинговых технологий в отраслях сферы малого бизнеса
♦ Маркетинг В сфере товарного обращения ♦ Маркетинг в строительстве
♦ Концепции маркетинга услуг. Маркетинговые стратегии в сфере услуг
♦ Аутсорсинг сетевой кооперации ♦ ...