4.5. Определение методов сбора маркетинговых данныхОсновы маркетинга / Маркетинговые исследования / Процесс маркетинговых исследований / 4.5. Определение методов сбора маркетинговых данныхСтраница 3
В табл. 3.3 приводятся результаты такого наблюдения за покупателями, осуществляющими покупку изучаемых товаров.
Таблица 3.3
Информация, полученная в результате наблюдения за покупателями
Категория товара |
Продолжительность разглядывания |
Количество вариантов выбора |
Время разглядывания одного товара, сек. |
Завтраки-полуфабрикаты из злаковых |
25 сек. |
65 |
0, 38 |
Зубная паста |
10 сек. |
25 |
0,49 |
Товары для дома |
6 мин. |
650 |
0,55 |
Одежда |
8 мин. |
700 |
0,69 |
Кондиционеры |
7 мин. |
8 |
52,5 |
Как следует из табл. 3.3, средняя продолжительность рассматривания сложных, дорогих товаров с большим числом товаров-конкурентов значительно превосходит соответствующий показатель для других товаров.
Когда осуществляется неструктуризованное наблюдение, наблюдатель фиксирует в изучаемом эпизоде все виды поведения. Такой тип поведения часто используется при проведении разведочных исследований. Например, компания, выпускающая строительный инструмент, может послать своих сотрудников для изучения направлений и частоты применения данного инструмента при строительстве домов. Результаты наблюдений используются при совершенствовании данного инструмента.
Иногда человека-наблюдателя можно заменить специальным механическим устройством. Эта замена обусловливается или большей точностью, или меньшей стоимостью, или по функциональным причинам. Например, при изучении уличного движения автоматические устройства фиксируют каждую машину, колеса которой пересекли специальную пластину. Также надежнее и проще изучать привычки семьи смотреть определенные телепередачи с помощью специального устройства, чем на основе наблюдений человека.
Недостатки метода наблюдений присущи всем качественным исследованиям. При прямом наблюдении обычно изучается поведение в определенных условиях малой группы людей, следовательно, возникает вопрос о репрезентативности полученных данных. При этом имеет место субъективное истолкование последних. Человеческое восприятие ограниченно, поэтому исследователь может пропустить, не заметить какие-то важные проявления изучаемой ситуации. Обычно исследователь не в состоянии на основе метода наблюдений углубить полученные результаты и вскрыть интересы, мотивы, отношения, лежащие в основе определенного поведения. В ряде случаев это ограничение удается преодолеть, например, изучая реакцию детей на новую игрушку. Кроме того, надо иметь в виду, что присутствие наблюдателя может оказывать влияние на наблюдаемую ситуацию. Размер этого влияния определить чрезвычайно сложно.
Смотрите также
Дополнительные истины и идеи
Гарантия качества - это
способность «превзойти ожидания» покупателя. Поэтому следующие истины даны
сверх того, что было обещано на обложке книги. ...
Формирование сбытовой политики
Формирование сбытовой политики основано на использовании элемента комплекса маркетинга
«доведение продукта до потребителя», характеризующего деятельность организации,
направленную на то, чтобы сде ...
Деловое общение как элемент коммуникации
Основные правила и элементы делового этикета.
Этикет — нормы и обычаи, регулирующие культуру поведения человека в обществе.
В это понятие входит совокупность правил, связанных с умением держать себ ...