История развития логистики, ее связь с маркетингом
Банковский маркетиг / Банковская логистика / История развития логистики, ее связь с маркетингом
Страница 4

Отличительной чертой 70-х годов стало возрастание конкуренции на фоне нехватки высококачественных сырьевых ресурсов. Свою существенную роль в этом сыграл разразившийся энергетический кризис. За период с 1973-го по 1980 год мировые цены на сырую нефть выросли в 4 раза, что повлекло за собой почти повсеместный в западном мире рост инфляции и спад промышленного производства. Стагфляция западной экономики в этот период заставила высший менеджмент бизнеса вплотную заняться поисками путей снижения затрат в производстве и распределении на основе концепции бизнес-логистики. Ресурсный фактор (снижение энергоемкости и материалоемкости продукции) стал одним из основных в конкурентной борьбе. Основной задачей большинства фирм стало снижение себестоимости производства продукции и рациональное использование сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Акцент в логистике несколько сместился на производство, чему в немалой степени способствовало появление компьютерных систем контроля и управления производством, внедрение и развитие АСУ технологическими процессами и производственными подразделениями.

В этот период появляются первые логистические системы, в частности логистическая система DRP (Distribution Requirements Planning) — система управления распределением продукции. Это в значительной степени способствовало превращению логистики из концепции в практический инструмент бизнеса как в производстве, так и в дистрибьюции товаров.

В этот же период бурными темпами развивается экономика Японии, которая стала теснить своих американских и европейских конкурентов на товарных рынках. Низкая себестоимость и высокое качество японских товаров были достигнуты во многом благодаря использованию логистической концепции JIT («just in time», точно в срок) и внутрипроизводственной системах KANBAN. В конце 70-х годов японская фирма Toyota сформировала новую философию управления качеством продукции — TQM (Total Quality Management, всеобщее управление качеством), которую в настоящее время применяют большинство фирм развитых капиталистических стран, а дисциплина TQM стала одним из фундаментов развития нового интегрального подхода в логистике.

Период с 80-х до середины 90-х годов справедливо называют периодом логистического ренессанса. В течение рассматриваемого исторического периода произошли существенные изменения в мировой экономике, которые объясняют феномен логистического взлета. Основными из них являются следующие:

— глобализация рынка;

— повсеместное распространение логистических концепций «точно в срок», «Канбан», философии TQM;

— революция в информационно-коммуникационных технологиях и внедрение персональных компьютеров;

— изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики;

— рост международного партнерства и создание стратегических союзов;

— структурные изменения в организациях бизнеса.

Совершенствование микропроцессорной техники и ее широкое применение во всех сферах экономики развитых стран способствовало настоящей революции в информационно-компьютерных технологиях. Информация в электронной форме превратилась в важнейший компонент современной рыночной инфраструктуры. Формирование мирового информационного пространства шло по направлениям создания и развития баз и банков данных, систем и стандартов электронных сделок и электронных коммуникаций. Для продвижения принципов логистики важнейшее значение имели создание систем электронных банковских операций (на основе международной межбанковской сети S.W.I.F.T. и S.W.I.F.T. II), использование для поддержки информационных взаимодействий между кинетическими партнерами стандартов EDI (Electronic Data Interchange, электронный обмен данными) и EDIFACT (Electronic Data Interchange for Administration, Commerce and Transport, электронный обмен данными в управлении, торговле и на транспорте) [60].

В настоящее время логистика является одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций бизнеса.

Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые, информационные потоки хозяйственно-экономической и иной деятельности в воспроизводстве и обращении. При этом поток определяют как направленное движение совокупности чего-либо условно однородного (например, каких-либо процессов, продукции, информации, финансов, материалов, ресурсов и т.п.).

Таким образом, логистика — это наука об управлении движением материальных и связанных с ними финансовых и информационных потоков. Главной миссией логистики считается достижение с наименьшими затратами высокой приспособленности организаций бизнеса к изменяющейся рыночной обстановке, повышение на рынке своей доли и получение преимуществ перед конкурентами.

Совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения отдельных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем так называемых интегративных свойств, т.е. качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственных ни одному из элементов в отдельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Формирование сбытовой политики
Формирование сбытовой политики основано на использовании элемента комплекса маркетинга «доведение продукта до потребителя», характеризующего деятельность организации, направленную на то, чтобы сде ...

Стратегии маркетинга в условиях конкуренции
♦ Конкурентные стратегии хозяйственного портфеля ♦ Конкурентные стратегии на функциональном уровне ♦ Оценка конкурентоспособности товара (услуги) ♦ Вопросы и задания ♦ ...

Анализ маркетинговых возможностей организации
Любая компания должна уметь выявлять открывающиеся рыночные возможности. Ни одна фирма не может вечно полагаться на свои нынешние товары и рынки. Многие фирмы подтвердят, что большая часть и ...