Государственная поддержка малого предпринимательства
Маркетинг в малом бизнесе / Маркетинговая среда и ее структура / Государственная поддержка малого предпринимательства
Страница 4

5. Развитие инновационного предпринимательства.

Малое инновационное предпринимательство в научно-технической сфере — наиболее динамичный сектор инновационной экономики, способный оперативно реагировать на потребности рынка наукоемкой высокотехнологичной продукции, мобильно перестраивать свое производство, эффективно осваивать создание на основе новых знаний наукоемкую продукцию и услуги. Фонд МИК - место, где рождаются стартапы, проекты и раскрываются таланты, сайт i.moscow

Несмотря на рост инфраструктурных элементов технопарков и инновационно-технологических центров, число малых компаний в научно-технической сфере составляет около 40 тыс. при ориентировочной потребности в них несколько сотен тысяч. В последние годы число таких малых компаний не увеличивается. Одна из основных причин этого — отсутствие звена инфраструктуры, обеспечивающего создание и развитие на начальном этапе малых компаний. Как показывает мировая практика, этап становления и начального развития малых высокотехнологичных компаний не может эффективно осуществляться без государственной поддержки, поскольку является затратным.

В России, обладающей значительным научно-техническим потенциалом, результирующие показатели инновационной активности пока низки. Одна из основных причин — сложности с получением финансирования под высокорисковые инновационные проекты. По данным Фонда «Бюро экономического анализа», в настоящее время внедрением инноваций занимается лишь 4—5% отечественных предприятий, тогда как в Германии, США, Франции и Японии — от 70 до 82%. Венчурный капитал потенциально мог бы стать важнейшим источником финансирования научных исследований, прикладных разработок и инновационной деятельности, осуществляемых малыми высокотехнологичными фирмами в России.

Исследования, проведенные Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, показывают, что среди факторов, сдерживающих инновационную деятельность, по мнению руководителей промышленных предприятий всех отраслей, доминирующими по-прежнему остаются финансовые проблемы: недостаток собственных финансовых средств (41% предприятий), а также недостаток инвестиций (12%), неприемлемые условия кредитования (16%).

Кроме указанных факторов, сдерживающих развитие малого предпринимательства в целом, выявлены основные причины, сдерживающие развитие инновационной деятельности:

• неразвитость инфраструктуры инновационной деятельности;

• недостаточная реализация конкретных инновационных проектов в связи с низким спросом на научно-техническую продукцию;

• нехватка знаний в области маркетинга по разработке инновационного цикла и его последующей коммерциализации;

• ограниченность централизованных источников финансирования, заемных и привлеченных средств.

В этой связи дня стимулирования развития малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере представляется целесообразным принять со стороны государства ряд первоочередных мер организационного, экономического и правового характера.

Вновь созданные молодые инновационные компании не владеют необходимыми для развития бизнеса ресурсами и, не имея соответствующего обеспечения и гарантий возвратности средств, не в состоянии получить банковский кредит, коммерческий заем или разместить свои ценные бумаги на фондовом рынке. Для оказания финансовой поддержки малым высокотехнологичным компаниям на ранних стадиях развития в регионах Российской Федерации необходимо, используя мировой опыт, создавать систему поддержки. Она должна включать «посевные», «стартовые», гарантийные и венчурные фонды, учреждаемые с участием государства, способные обеспечить инвестиции, необходимые для развития высокотехнологичного инновационного бизнеса.

В этих целях возможно использование уже отработанного на практике механизма осуществления поддержки малых инновационных предприятий с участием Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Целесообразно рассмотреть вопрос и представить предложения в Правительство Российской Федерации об увеличении финансирования Фонда начиная с 2005 г. с 1,5 до 2% от объема средств по разделу федерального бюджета «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу», а также рассмотреть вопрос об изменении структуры финансовых расходов Фонда, обеспечения преимущественного предоставления поддержки проектам, находящимся на самой начальной, так называемой «посевной», наиболее рискованной стадии развития. Это позволяет существенно расширить в перспективе базу предложений для венчурного финансирования, инвестиционных проектов, кредитования коммерческими банками.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Анализ маркетинговых возможностей организации
Любая компания должна уметь выявлять открывающиеся рыночные возможности. Ни одна фирма не может вечно полагаться на свои нынешние товары и рынки. Многие фирмы подтвердят, что большая часть и ...

Формирование сбытовой политики
Формирование сбытовой политики основано на использовании элемента комплекса маркетинга «доведение продукта до потребителя», характеризующего деятельность организации, направленную на то, чтобы сде ...

Разработка комплекса маркетинга для малой организации
♦ Товар, товарная политика ♦ Система распределения и товародвижение ♦ Механизм формирования цены ♦ Коммуникационная модель маркетинга ♦ Вопросы и задания ♦ Ситуа ...