Закономерности мирового рынка банковских услуг и развитие банковской системы Казахстана
Банковский маркетиг / Основы банковского маркетинга / Закономерности мирового рынка банковских услуг и развитие банковской системы Казахстана
Страница 1

Переход к рыночным отношениям, который в настоящее время рассматривается как основное направление стабилизации и развития экономики, предполагает в качестве первоочередной меры оздоровление финансов и перестройку банковской системы.

Успешное осуществление этого процесса во многом определяется развитием маркетинга в банковской сфере, взаимоотношениями, которые будут складываться между различными банками, между банками и их клиентами, а также формированием рынка банковских услуг и т.д.

В сфере услуг, куда относится деятельность кредитно-финансовых институтов, к маркетингу начали обращаться в 60-х годах, по мере обострения конкуренции, роста издержек, ухудшения качества услуг. Банки вторыми после авиакомпаний обратились к маркетингу и стали активно использовать вначале элемент маркетинга (рекламу), а затем и концепцию маркетинга и стратегического планирования. Это было вызвано обострением конкуренции в борьбе за клиентов по мере развития финансового рынка, изменениями во внешней среде и множеством других факторов.

В экономической литературе выделяют следующие факторы общих закономерностей развития рынка банковских услуг.

1. Глобализация банковской конкуренции, вызванная интернационализацией экономических процессов, которые сопровождаются проникновением банков на зарубежные рынки и их конкуренцией с местными банками.

2. Появление и развитие практически во всех странах огромного числа небанковских учреждений (страховые компании, различные фондах и т.д.), ставших конкурентами банка.

3. Диверсификация самой банковской деятельности, т.е. расширение спектра услуг, оказываемых банком, различие небанковских методов заимствования денежных средств (выплата облигаций и т.д.).

4. Развитие информационных технологий и средств коммуникации на базе современной техники и, как следствие, расширение применения пластиковых карт и электронных машин в делопроизводстве. Совершенствование технологий особенно коснулось розничной банковской деятельности, где возрастает бумажный поток и стоимость самих операций.

5. Развитие конкуренции внутри банковской системы, а также между банковскими и небанковскими институтами, как в области привлечения средств, так и в области предоставления кредитных услуг.

6. Ограничение ценовой конкуренции на рынке банковских услуг, связанное с государственным регулированием, а также с тем, что существует предельный размер процента, ниже которого банк уже не может получить прибыль. Это выдвигает на первый план проблемы управления качеством банковских услуг и продвижения услуг на рынок.

7. Возрастает конкуренция в банковской деятельности по обслуживанию частных лиц. Так, осуществление прибыльного привлечения средств вкладчиков сберегательными и ссудными банками привело к острой конкуренции их с коммерческими банками.

В западных странах маркетинг в банковской сфере формируется на основе многолетнего богатого опыта маркетинговой деятельности компаний с развитой базой маркетинга. Первоначально банки рассматривали маркетинг лишь как средство изучения спроса, стимулирования и привлечения клиентов. Лишь в 80-е годы сформировалась концепция банковского маркетинга, которая стала основой управления коммерческими банками.

Под влиянием конкуренции и требований клиентов к банковским услугам все большее число банков стало обращаться к маркетингу, чтобы адаптироваться к изменениям внешней средах и обеспечить успех в конкурентной борьбе.

В Казахстане маркетинг в банковской сфере только зарождается и развивается в сложных условиях, что обусловлено отсутствием опыта, методических разработок, квалифицированных кадров, информационной службы. По существу, каждая организация самостоятельно, методом проб и ошибок, осваивает сложную маркетинговую деятельность.

Создание в Казахстане двухуровневой банковской системы и образование множества коммерческих банков обусловили более быстрое, чем в отраслях народного хозяйства, формирование конкурентной средах в сфере банковских услуг. Кроме того, в последние годы быстро развиваются различные небанковские учреждения: финансовые, инвестиционные, страховые компании, пенсионные фондах и др. На казахстанский финансовый рынок входят иностранные банки. Таким образом, формируется рынок покупателей в сфере банковских услуг и начинается борьба за клиентов. Разумеется, успех в этой борьбе будет сопутствовать тем банкам, которые сумеют найти свои конкурентные преимущества, а именно индивидуальность и клиентуру, создать новые потребности в банковских услугах. А это, в свою очередь, настоятельно требует развития маркетинговых служб в банковской сфере Казахстана.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также


Программа маркетинга: * Повысить цены *Сократить (прекратить) рекламу товара *Продать зарубежным фирмам лицензию на право производства под нашей маркой Избыточный спрос Рис ...

Активные методы подачи информации
Public relations представляет собой многогранную деятельность, которая объединяет множество направлений, приёмов и инструментов. Это и наука, имеющая свои непреложные законы, методол ...

Формирование сбытовой политики
Формирование сбытовой политики основано на использовании элемента комплекса маркетинга «доведение продукта до потребителя», характеризующего деятельность организации, направленную на то, чтобы сде ...