Закономерности мирового рынка банковских услуг и развитие банковской системы
КазахстанаБанковский маркетиг / Основы банковского маркетинга / Закономерности мирового рынка банковских услуг и развитие банковской системы
КазахстанаСтраница 1
Переход к рыночным отношениям, который в настоящее время рассматривается как основное направление стабилизации и развития экономики, предполагает в качестве первоочередной меры оздоровление финансов и перестройку банковской системы.
Успешное осуществление этого процесса во многом определяется развитием маркетинга в банковской сфере, взаимоотношениями, которые будут складываться между различными банками, между банками и их клиентами, а также формированием рынка банковских услуг и т.д.
В сфере услуг, куда относится деятельность кредитно-финансовых институтов, к маркетингу начали обращаться в 60-х годах, по мере обострения конкуренции, роста издержек, ухудшения качества услуг. Банки вторыми после авиакомпаний обратились к маркетингу и стали активно использовать вначале элемент маркетинга (рекламу), а затем и концепцию маркетинга и стратегического планирования. Это было вызвано обострением конкуренции в борьбе за клиентов по мере развития финансового рынка, изменениями во внешней среде и множеством других факторов.
В экономической литературе выделяют следующие факторы общих закономерностей развития рынка банковских услуг.
1. Глобализация банковской конкуренции, вызванная интернационализацией экономических процессов, которые сопровождаются проникновением банков на зарубежные рынки и их конкуренцией с местными банками.
2. Появление и развитие практически во всех странах огромного числа небанковских учреждений (страховые компании, различные фондах и т.д.), ставших конкурентами банка.
3. Диверсификация самой банковской деятельности, т.е. расширение спектра услуг, оказываемых банком, различие небанковских методов заимствования денежных средств (выплата облигаций и т.д.).
4. Развитие информационных технологий и средств коммуникации на базе современной техники и, как следствие, расширение применения пластиковых карт и электронных машин в делопроизводстве. Совершенствование технологий особенно коснулось розничной банковской деятельности, где возрастает бумажный поток и стоимость самих операций.
5. Развитие конкуренции внутри банковской системы, а также между банковскими и небанковскими институтами, как в области привлечения средств, так и в области предоставления кредитных услуг.
6. Ограничение ценовой конкуренции на рынке банковских услуг, связанное с государственным регулированием, а также с тем, что существует предельный размер процента, ниже которого банк уже не может получить прибыль. Это выдвигает на первый план проблемы управления качеством банковских услуг и продвижения услуг на рынок.
7. Возрастает конкуренция в банковской деятельности по обслуживанию частных лиц. Так, осуществление прибыльного привлечения средств вкладчиков сберегательными и ссудными банками привело к острой конкуренции их с коммерческими банками.
В западных странах маркетинг в банковской сфере формируется на основе многолетнего богатого опыта маркетинговой деятельности компаний с развитой базой маркетинга. Первоначально банки рассматривали маркетинг лишь как средство изучения спроса, стимулирования и привлечения клиентов. Лишь в 80-е годы сформировалась концепция банковского маркетинга, которая стала основой управления коммерческими банками.
Под влиянием конкуренции и требований клиентов к банковским услугам все большее число банков стало обращаться к маркетингу, чтобы адаптироваться к изменениям внешней средах и обеспечить успех в конкурентной борьбе.
В Казахстане маркетинг в банковской сфере только зарождается и развивается в сложных условиях, что обусловлено отсутствием опыта, методических разработок, квалифицированных кадров, информационной службы. По существу, каждая организация самостоятельно, методом проб и ошибок, осваивает сложную маркетинговую деятельность.
Создание в Казахстане двухуровневой банковской системы и образование множества коммерческих банков обусловили более быстрое, чем в отраслях народного хозяйства, формирование конкурентной средах в сфере банковских услуг. Кроме того, в последние годы быстро развиваются различные небанковские учреждения: финансовые, инвестиционные, страховые компании, пенсионные фондах и др. На казахстанский финансовый рынок входят иностранные банки. Таким образом, формируется рынок покупателей в сфере банковских услуг и начинается борьба за клиентов. Разумеется, успех в этой борьбе будет сопутствовать тем банкам, которые сумеют найти свои конкурентные преимущества, а именно индивидуальность и клиентуру, создать новые потребности в банковских услугах. А это, в свою очередь, настоятельно требует развития маркетинговых служб в банковской сфере Казахстана.
Смотрите также
Введение
Основная задача книги — показать,
как продавать больше с меньшими усилиями.
Вложив огромное количество
энергии, упорства и не прекращая ваши усилия, вы сможете продать практически
что угодно. Цель ...
На оперативном просторе
На первом этапе планирования вы поставили цели по периодам. Достаточно часто
маркетинговое планирование начинается именно с этого момента. Ведь стратегический
план, который можно прочитать, есть д ...
Дополнительные истины и идеи
Гарантия качества - это
способность «превзойти ожидания» покупателя. Поэтому следующие истины даны
сверх того, что было обещано на обложке книги. ...