Установление и анализ альтернативных стратегийОбщая теория маркетинга / Изучение конъюнктуры рынка на промышленном предприятии / Установление и анализ альтернативных стратегийСтраница 2
Информационно-методической основой для сегментации рынка и изучения типологии потребителей служат панельные обследования.
Потребительская панель – это выборочная совокупность потребителей, предназначенная для систематических наблюдений по заранее разрабатываемым программам. Например, обследование семей с использованием потребительской панели для определения их отношения к моде позволило выявить основные группы, которые по психологическим характеристикам распределились так:
- авангардная группа, в которую вошла молодежь с высокой покупательной активностью и быстрой реакцией на новые остромодные изделия;
- престижные потребители, интересующиеся больше фирменным стилем одежды и склонные к униформизму;
- так называемые умеренные потребители, следящие за развитием моды, но следующие ей с известной осторожностью;
- группа практических потребителей, которая хотя и не проявляет острого внимания к моде, но и не отвергает ее, руководствуясь при выборе изделий их прочностью, долговечностью, удобством;
- группа равнодушных к моде, которую составляют в основном пожилые люди, приобретающие недорогие, но добротные вещи на замену имеющихся.
Изучение конъюнктуры рынка базируется на анализе показателей, характеризующих объем производства, потребления, уровень цен, условия поставки и др. Поэтому главной целью информационного обеспечения исследований конъюнктуры является создание системы показателей, позволяющих получать количественную и качественную характеристику основных закономерностей развития потребности и товарного предложения, выявлять покупательские намерения и оценки, факторы формирования спроса.
Успешное функционирование системы информационного обеспечения исследований конъюнктуры предполагает соблюдение ряда требований.
1. Система информации о конъюнктуре должна обеспечивать достаточную оперативность получения необходимых показателей, которые так же, как и их состав, должны определяться характером конкретных целей и задач. Конъюнктура рынка отличается исключительной динамичностью. Для того чтобы результаты ее изучения могли быть использованы для целей текущего планирования и оперативного управления хозяйственным процессом, они должны быть основаны на анализе оперативной информации. В противном случае можно будет лишь регистрировать допущенные ошибки и просчеты, поскольку нет условий для их своевременного выявления и исправления.
2. К числу важнейших требований, обеспечивающих эффективное использование информации о конъюнктуре рынка, относятся ее сопоставимость и сводимость. Например, службы изучения спроса проводят выставки-продажи, опросы экспертов по одним и тем же видам продукции, но в разное время или по несопоставимым программам. В результате ценная и крайне необходимая информация не может быть должным образом обобщена и использована для коммерческих целей.
3. Выводы и рекомендации будут достаточно обоснованными, если они сделаны с учетом анализа достоверной и представительной информации. Совершенствование существующих и создание новых дополнительных источников данных о конъюнктуре рынка базируются, как правило, на применении выборочных статистических наблюдений. Это обстоятельство ставит дополнительные и своеобразные задачи по обеспечению представительности информации, определению наиболее рациональных путей движения информационных потоков.
Источники, используемые для изучения конъюнктуры рынка, свидетельствуют о необходимости проведения комплекса мероприятий, обеспечивающих создание научно обоснованной системы информации.
На основе изучения опыта можно определять наиболее эффективные и рациональные методы систематического учета внутригрупповой структуры товарооборота и товарных запасов, особенности организации оптовой торговли отдельными группами продукции, степень дифференциации их ассортимента и т.п. Целесообразно широко практиковать проведение периодических сплошных и выборочных обследований неликвидов и сверхнормативов, чтобы результаты этих обследований в сочетании с данными о производстве и поставке продукции могли обеспечить достаточно надежную информацию о внутригрупповой структуре спроса.
Смотрите также
Сущность аудита
Аудит имеет уже достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы. Слово «аудит» в разных переводах означает «он слышит& ...
Автоматизация торговых и складских операций
В
настоящее время уровень технического развития персональных компьютеров
позволяет использовать их как в быту, так и на производстве. Современное
программное обеспечение по вводу, обработке ...
Разработка комплекса маркетинга для малой организации
♦ Товар, товарная политика ♦ Система распределения и товародвижение ♦ Механизм
формирования цены ♦ Коммуникационная модель маркетинга ♦ Вопросы
и задания ♦ Ситуа ...