Маркетинговая концепция управления природопользованием
на уровне транснациональных корпорацийОбщая теория маркетинга / Экологический маркетинг / Маркетинговая концепция управления природопользованием
на уровне транснациональных корпорацийСтраница 1
Экологические проблемы отражаются во всех документах корпоративного планирования, программирования и оперативной деятельности транснациональных корпораций (ТНК). Образно говоря, происходит процесс формирования экологического сознания. То же самое наблюдается и в финансовых кругах, где все большее число крупных банков и финансовых компаний учитывают экологические проблемы в процессе принятия решений об инвестициях. Данное обстоятельство особенно важно для предприятий стран с переходной экономикой, которые пытаются получить поддержку у западных партнеров и инвесторов и обеспечить более привлекательные условия для сотрудничества с ними.
Маркетинговая система «жизненного цикла» продукции самым причудливым образом отразилась в национальном законодательстве многих стран. Известно, что в Германии принят закон о замкнутом цикле веществ в обращении с отходами. Данный подход к процессу экологизации уже сказывается на научных исследованиях и разработках. Смещение акцента с разработки проекта продукции с коротким сроком использования (т.е. получения прибыли от больших объемов продаж и большого товарооборота) к производству товаров длительного пользования, которые в дальнейшем можно использовать для вторичной переработки, ремонта, восстановления, модификации или перезаправки, потребовало сотрудничества поставщиков сырья и материалов с потребителями для оптимизации производственных процессов. Возникший затем рост спроса на экологически чистые технологии и товары создал довольно благоприятные возможности в области занятости и инвестиций, не говоря уже о весьма значительном факторе – экономии материалов и энергии.
ТНК занимаются разработкой структурно оформленных систем управления природопользованием (систем экоуправления
) на сугубо добровольной основе. При этом учитываются финансовые выгоды в виде новых рыночных возможностей и повышения эффективности производства. Особое внимание уделяется рискам, среди которых в первую очередь следует назвать чрезвычайные ситуации, ограничения в получении банковского кредита и частных инвестиций, потерю рынков и потребителей. Стимулами для создания системы экоуправления являются:
- формирование международного природоохранного законодательства;
- поиски экономических и финансовых рычагов (налогов, штрафов и других платежей), используемых в случаях загрязнения окружающей седы и неразумного использования природных ресурсов;
- введение комплекса мер, сурово наказывающих ТНК в случае аварий с тяжелыми экологическими последствиями (финансовая ответственность за нанесенный ущерб, расходы на ликвидацию ущерба, временное прекращение производственной деятельности и т.д.);
- повышенное внимание общественности к экологической деятельности транснациональных корпораций;
- понимание международной общественностью того факта, что экологические характеристики продукции и технологических процессов, используемые ТНК, могут повлиять на конкурентоспособность на внутреннем и международном рынках;
- необходимость создания международных экологических стандартов из-за опасения столкнуться с международными торговыми барьерами;
- предоставление банками, инвесторами и страховыми компаниями более льготных условий для ТНК в случае проведения ими экологической политики с целью стимулирования природоохранной деятельности.
В Европе система экоуправления стала внедряться в 1985 г. в Нидерландах под эгидой Промышленной федерации страны. Затем эта деятельность приобрела характер государственной политики, оказывающей заметное воздействие на состояние окружающей среды. Разрабатывать системы экоуправления как составной части экономической деятельности начали примерно 250 тыс. фирм из числа тех, которые оказывают незначительное воздействие на окружающую среду. Системы экоуправления учитываются при заключении контрактов и соглашений, при выдаче лицензий.
Смотрите также
Реализация продукта
Реализация – это акт обращения к рынку, наиболее важная функция каждой компании.
Если продукт производится, но не продается, то затраченные на него ресурсы просто
пропадут. Производство организует ...
Сущность аудита
Аудит имеет уже достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы. Слово «аудит» в разных переводах означает «он слышит& ...
Оценка эффективности маркетинга в сфере малого бизнеса
♦ Принципы эффективности управления маркетингом ♦ Показатели качества маркетинга
♦ Контроль в маркетинге ♦ Вопросы и задания ♦ Ситуационные и практические задачи
b ...