Балансовые модели в маркетингеОбщая теория маркетинга / Экономико-математические методы и прикладные модели в маркетинге / Балансовые модели в маркетингеСтраница 5
В общем виде модель межпродуктового баланса имеет вид:
что по форме совпадает с моделью (25.5) межотраслевого баланса в стоимостном выражении, однако здесь все величины даны в натуральных измерителях. Для примера приведем значения некоторых коэффициентов прямых материальных затрат аij: на изготовление одного грузового автомобиля расходуется в среднем 2,5 т стального проката, 0,5 т чугуна, 2 тыс. кВт · ч электроэнергии, 1 м3 пиломатериалов и т.д.
Рассмотрим решение одной из задач маркетинга на основе модели межпродуктового баланса. В моделях межпродуктовых балансов в состав объема конечной продукции Yi входит количество продукции, направляемой на прирост запасов и резервов. Величина этого прироста по каждой продукции часто задается вне модели, что определяет общее количество продукции каждого наименования, идущее на прирост запасов, но не дает возможности узнать, в каком объеме требуются эти запасы для обеспечения непрерывности производства, какова оптимальная величина совокупных запасов для данной продукции.
Для того чтобы получить ответ на эти вопросы, необходимо наряду с прямыми затратами отражать величину запасов и резервов в том разделе баланса, где по строкам показываются производственные связи и затраты одного вида продукта на все другие виды, а по столбцам – затраты различных продуктов на производство продукта данного определенного вида.
Эти проблемы можно решить путем введения так называемых коэффициентов запасоемкости.
Дадим определение:
коэффициент запасоемкости sij показывает, какое количество запаса продукции i-го вида необходимо при производстве единицы продукции j-го вида. Если Sij есть величина запаса продукции i-го вида, используемого для производства j-й продукции, а Xj – общий объем производства j-й продукции, то величину коэффициента запасоемкости можно определить по формуле:
На практике коэффициенты запасоемкости можно рассчитать на основе статистических данных за предыдущие годы.
Если в схему межпродуктового баланса ввести показатели запасоемкости, то уравнение (25.12) примет вид:
Введя наряду с ранее использованными матричными величинами матрицу коэффициентов запасоемкости S = (sij), можно модель (25.14) записать в матричном виде:
Х = А · Х + S · X + Y, (25.14')
откуда выводится следующее соотношение:
Х = (Е - А - S)-1 · Y. (25.15)
Матрица ВS = (Е – А – S)-1 аналогична матрице В коэффициентов полных материальных затрат, но наряду с прямыми и косвенными затратами включает также затраты запасов на единицу конечной продукции.
Балансовые модели могут быть полезны и при реализации сбытовой функции маркетинга, в частности в вопросах ценообразования. В условиях формирования рыночных цен они помогают выявить, например, дисбаланс межотраслевых и внутриотраслевых цен при свободном рыночном ценообразовании. Рассмотрим прежде всего задачу расчета системы цен по формуле стоимости на основе межотраслевого баланса, модель которого рассматривалась в предыдущих параграфах данной главы.
В дополнение к ранее принятым обозначениям через tj обозначим коэффициент прямых затрат труда в j-й отрасли, через Pj – цену единицы j-го продукта, через Pt – денежный эквивалент новой стоимости, созданной в единицу рабочего времени, через Vn – нормативную ставку оплаты единицы рабочего времени, через а – норму прибавочного продукта по отношению к необходимому (норму прибыли). Тогда в балансе для каждого j-го продукта должно соблюдаться равенство:
(25.16)
Соотношения (25.16) представляют собой систему п линейных уравнений с (п + 1) неизвестными. Задавая значение одной из неизвестных, можно определить все остальные цены, решая получившуюся систему уравнений любым из известных методов.
Для величины Pt справедлива следующая формула:
Pt = Vn (1 + α) . (25.16)
Считая величину нормативной ставки оплаты единицы рабочего времени (единицы затрат труда) Vn известной, нормировать коэффициент а можно путем присоединения к системе уравнений (25.16) дополнительного (п + 1)-го уравнения, используя объемные показатели межотраслевого баланса. Полагая для простоты, что сумма доходов населения, не занятого в производственной сфере, равна нулю, уравнение можно записать в следующем виде:
Это уравнение отражает требование соответствия доходов населения и общей стоимости товаров конечного потребления.
Кроме определения системы цен по формуле стоимости на базе уравнений межотраслевого баланса можно рассчитывать новые перспективные цены и индексы их динамики в сравнении с уровнями базисного года. Пусть в действующих отраслевых ценах объем прямых межотраслевых поставок, объем валовой продукции, коэффициент прямых материальных затрат и условно чистый доход для j-й отрасли были равны соответственно хij, Xj, aij, Zj, a аналогичные величины в новых перспективных ценах – х*ij, Х*j, а*ij, Z*j.
Смотрите также
Реализация продукта
Реализация – это акт обращения к рынку, наиболее важная функция каждой компании.
Если продукт производится, но не продается, то затраченные на него ресурсы просто
пропадут. Производство организует ...
Маркетинг как философия современного малого бизнеса
♦ Содержание сферы малого бизнеса ♦ Классификация услуг сферы малого бизнеса
в условиях сервисной экономики ♦ Концепции, принципы и функции маркетинга ♦ Вопросы
и задания & ...
Деловое общение как элемент коммуникации
Основные правила и элементы делового этикета.
Этикет — нормы и обычаи, регулирующие культуру поведения человека в обществе.
В это понятие входит совокупность правил, связанных с умением держать себ ...