Новое лицо старого продуктаРадикальный маркетинг / Virgin Atlantic Airways. Стремление к невозможному / Новое лицо старого продуктаСтраница 1
Основная составляющая авиалинии — самолеты, которые перевозят людей из одного города в другой. Пассажиры, сидящие в креслах этих самолетов, по большей части предпочли бы находиться в другом месте. На земле. В пункте своего назначения. Неприветливый наземный персонал, суровые стюардессы, безвкусная еда, наушники, от которых болит голова, и дурацкие фильмы, удручающая теснота в салоне — все это усугубляет мрачное настроение клиентов.
В то время как большинство авиакомпаний либо не понимают этого факта, либо отказываются обращать на него внимание, Virgin Atlantic положила его в основу своего потребительского предложения. Брэнсон рассудил так: если авиапассажир, как правило, напуган, раздражен и утомлен, если ему приходится тратить немалые деньги и при этом мириться с возможностью опоздания или отмены рейса, Virgin Atlantic попытается смягчить эти негативные моменты, старательно развлекая и ублажая своего клиента. Virgin будет предлагать больше возможностей для приятного времяпрепровождения на борту самолета и станет проявлять к своим пассажирам максимум внимания как в воздухе, так и на земле. Цены на билеты Virgin будут весьма доступными, однако главным конкурентным преимуществом компании станет отнюдь не дешевизна. В эпоху ценовых войн и дисконтных авиалиний, которые наводнили рынок в 1984 году, эта концепция была поистине радикальной. Она и сейчас остается таковой.
Подобные рассуждения были достаточно зыбким фундаментом для создания новой авиакомпании, однако в них был весь Брэнсон. В основе любого проекта корпорации Virgin лежит та же философия «ублажения потребителя». В 70-е годы британский «хиппи-капиталист» Брэнсон основал Virgin Records, которая стала звукозаписывающей компанией совершенно нового типа. Он подписывал контракты с абсолютно неизвестными музыкантами, перед которыми захлопывали двери остальные фирмы грамзаписи. Одним из таких музыкантов был, например, Майк Олдфилд. В 1973 году Virgin успешно распродала весь пятимиллионный тираж его альбома Tubular Bells. Co временем Virgin Records стала шестой по величине независимой звукозаписывающей компанией в мире; в число ее «подопечных» вошли Sex Pistols, Бой Джордж, Rolling Stones, Фил Коллинз, Питер Гэбриэл и Дженет Джексон.
Брэнсона, однако, привлекает все новое, и запуск нового проекта доставляет ему гораздо больше удовольствия, чем управление стабильным прибыльным предприятием. В 1983 году к нему обратился Рэндольф Филдс — американский юрист, обосновавшийся в Англии. Филдс предложил Брэнсону вложить деньги в новую трансатлантическую авиалинию, которая будет совершать рейсы по «золотому» маршруту «Лондон — Нью-Йорк». Брэнсон загорелся и с головой окунулся в новое дело, не обращая ни малейшего внимания на возмущенные протесты своих деловых партнеров.
Прорабатывая вопрос создания авиалинии, Брэнсон и Филдс обратились к молодому специалисту по проблемам авиаперевозок Дэвиду Тейту, за плечами которого был опыт работы в печально известной обанкротившейся в 1982 году авиакомпании Laker Airways. Тейт заявил Брэнсону, что его планы неосуществимы. «Отлично! Именно это я и надеялся услышать, — обрадовался Брэнсон. — В таком случае, мы беремся за дело».
А Барнума в Брэнсоне разбудил сам сэр Фредди Лейкер. «Фредди Лейкер усадил меня перед собой и сказал: "Если ты собираешься бросить вызов Pan Am, TWA и British Airways, ты должен сам стать живой рекламой. Отправляйся в аэропорт и имей в виду, что, если ты прибудешь на церемонию открытия авиакомпании, одевшись, как пилот, твои фотографии попадут на первые страницы газет. Если же на тебе будет обычный деловой костюм, самое большее, на что ты можешь рассчитывать, — пара строчек мелкими буквами. Запомни: фотографам нужны сюжеты для фотографий; они приезжают на одно из твоих мероприятий, и ты получаешь свой единственный шанс. Если ты не обеспечишь им сенсацию и не дашь повода сделать снимок, который напечатают на первой странице, в следующий раз они тебя просто проигнорируют"».
Двадцать девятого февраля тысяча девятьсот восемьдесят четвертого года Брэнсон и Филдс, облаченные в летное снаряжение времен Первой мировой войны, объявили собравшимся о создании Virgin Atlantic Airways. Британские газеты «заглотили наживку» и разместили на своих страницах многочисленные фотографии и статьи, посвященные этому событию. Таким образом, едва успев появиться на свет, авиакомпания получила широкую известность, причем ей не пришлось заплатить за это ни гроша. В те дни мало кому приходило в голову, что шумно разрекламированной авиалинии еще только предстоит обзавестись хотя бы одним самолетом. Если конкуренты и обратили на эскапады Брэнсо-на какое-то внимание, то их реакцией было удивление и умиление действиями дилетанта, которые, несомненно, казались обреченными на провал.
Смотрите также
Программа
маркетинга: * Повысить цены
*Сократить (прекратить) рекламу товара
*Продать зарубежным фирмам
лицензию на право производства
под нашей маркой
Избыточный спрос
Рис ...
Стратегии маркетинга в условиях конкуренции
♦ Конкурентные стратегии хозяйственного портфеля ♦ Конкурентные стратегии на
функциональном уровне ♦ Оценка конкурентоспособности товара (услуги) ♦ Вопросы и
задания ♦ ...
Оценка эффективности маркетинга в сфере малого бизнеса
♦ Принципы эффективности управления маркетингом ♦ Показатели качества маркетинга
♦ Контроль в маркетинге ♦ Вопросы и задания ♦ Ситуационные и практические задачи
b ...