Сущность маркетинга и его современная концепцияКниги о маркетинге / Конспект лекций по маркетингу / Сущность маркетинга и его современная концепцияСтраница 1
План
1. Сущность и цель маркетинга.
2. Основные понятия.
3. Состояние вопроса и содержание маркетинга.
4. Концепция управления маркетингом.
Основные сроки: Маркетинг. Нужда. Потребность. Запрос. Товар. Обмен. Соглашение. Рынок. Спрос. Виды спроса. Виды маркетинга. Концепции маркетинга.
Маркетинг
(англ. marketing, market – рынок) как наука дает знание о рынке, законах его функционирования, поведении покупателей на рынке. Поэтому знание его основ необходимо всем.
Маркетинг, обычно, рассматривается как один из видов деятельности человека, направленный на удовлетворение человеческих потребностей. В связи с этим исходной идеей маркетинга является идея человеческих проблем.
Нужда –
это чувство, которое чувствует человек при недостатке чего-либо. Это чувство: физиологичные (потребность в одежде, жилье, безопасности, еде); социальные (в духовной близости, влиятельности, благосклонности); личные (в знаниях и самовыражении). Они объективны. И человек всегда ищет пути их удовольствия или стремится заглушить их.
Потребность –
необходимость, которая принимает специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и лицом индивидуума. Потребности практически безграничны, но ресурсы для их удовольствия ограничены. Поэтому человек будет выбирать только те товары, которые наилучше удовлетворяют ее в рамках финансовых возможностей.
Спрос –
потребность, подкрепленная покупательными способностями покупателя.
Товар
– это то, что может удовлетворить потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Идеальный товар
– это товар, который полностью удовлетворяет определенную потребность. Поэтому чрезвычайно важно знать потребности человека и уметь приспособить в соответствии с ними произведенный товар. Товаром могут быть не только изделия, услуги, но и лица, места, организации, виды деятельности, идеи. Почему? Потому, что каждый из нас постоянно является потребителем, решая, куда поехать на отдых, каким организациям помочь, какую телевизионную передачу посмотреть, какую идею поддерживать. И если срок “товар” почему-то кажется необычным, то его можно заменить другим –“задоволення потребностей”, “средство возмещения”.
Маркетинг имеет место только тогда, когда люди желают удовлетворить свои потребности с помощью обмена.
Обмен –
это акт получения от кого-нибудь желаемого объекта с предложением чего-то вместо этого. Кроме обмена, возможные и другие пути приобретения:
самообеспечение (охота, рыболовство);
попрошайничание (выпрашивание еды).
Обмен является наиболее выгодным, потому что не нужно нарушать законы, зависеть от чьей-то благотворительности; не нужно делать того, что не умеешь; можно сосредоточиться на том виде деятельности, который хорошо усвоил. Обмен – основное понятие маркетинга, и чтобы он состоялся, нужное добровольное согласие хотя бы двух сторон.
Соглашение
– коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Бывает денежное соглашение: с одной стороны – товар, из второго – деньги. А еще существует бартерное соглашение – без денег, когда один товар (холодильник) непосредственно обменивается на другой товар (телевизор) или когда одна услуга (врача) обменивается на другую услугу (юриста). Бартерные соглашения сейчас развиваются в первую очередь в США, где даже появились специализированные бартерные компании.
Понятие “соглашение” непосредственно подводит к понятию “рынок”.
Рынок –
это совокупность имеющихся и потенциальных покупателей товара. Скажем, есть союз из четырех лиц. Возможные три способа удовольствия ими своих потребностей:
самообеспечение, когда каждый (рыбалка, охотник, гончар, фермер) сам добывает себе все необходимое;
децентрализованный, когда каждый обменивается с другим;
централизованный, когда появляется новое лицо – покупатель, который находится в центре между другими. В место под условным названием “рыночная площадь” каждый везет свои товары к покупателю и там обменивает на все, что ему нужно. То есть каждый имеет дело с одним “рынком”, а не с тремя лицами. Появление покупателя резко снижает количество соглашений, необходимых для обмена, в каких-то заданных объемах. В зависимости от увеличения количества лиц и соглашений растет и количество рынков.
Рынок
– это не обязательно конкретное место, где осуществляются конкретные соглашения. Современная техника связи и транспорт дают возможность покупателю вечером дать объявление по телевизору, утром по телефону собрать сотни заказов, а через день все товары разослать почтой. Физический контакт с покупателями не обязателен. Понятие “рынок” подводит к понятию “маркетинг”.
Смотрите также
Процесс маркетинговых исследований
Процесс маркетинговых исследований включает следующие этапы и процедуры:
I. Определение проблемы и целей исследования.
I.1. Определение потребности в проведении маркетинговых исследований.
I.2. О ...
Анализ рекламных текстов
Исторически реклама была, прежде всего,
информированием, но, развиваясь, в новое и новейшее время значительно расширила
сферу своего влияния и присутствия.
Основны ...
Формирование сбытовой политики
Формирование сбытовой политики основано на использовании элемента комплекса маркетинга
«доведение продукта до потребителя», характеризующего деятельность организации,
направленную на то, чтобы сде ...