Моделирование спроса в задачах маркетингаОбщая теория маркетинга / Экономико-математические методы и прикладные модели в маркетинге / Моделирование спроса в задачах маркетингаСтраница 3
уi = fi (Z). Например, если спрос на товар описывается функцией Торнквиста для товаров первой необходимости, то формула (25.65) дает следующее выражение для коэффициента эластичности спроса от дохода:
Во многих экономико-математических моделях эластичность функций относят к проценту прироста независимой переменной. Таким образом, коэффициент эластичности спроса от дохода показывает, на сколько процентов изменится спрос на товар при изменении дохода на 1%.
Коэффициенты эластичности спроса от дохода различны для разных товаров, они могут быть и отрицательны, когда с ростом доходов потребление уменьшается. Принято выделять четыре группы товаров в зависимости от коэффициента эластичности спроса на них от дохода: малоценные товары (ЕiZ < 0); товары с малой эластичностью (0 < ЕiZ < 1); товары со средней эластичностью (ЕiZ близки к единице); товары с высокой эластичностью (ЕiZ > 1).
К малоценным товарам, т.е. товарам с отрицательной эластичностью спроса от дохода, относятся такие, как хлеб, низкосортные товары. Судя по результатам обследований, коэффициенты эластичности для основных продуктов питания находятся в интервале от 0,4 до 0,8, для одежды, тканей, обуви – в интервале от 1,1 до 1,3 и т.д. По мере увеличения дохода спрос перемещается с товаров первой и второй групп на товары третьей и четвертой групп, при этом потребление товаров первой группы по абсолютным размерам сокращается.
Перейдем к анализу функций покупательского спроса от цен на товары. Из модели поведения потребителей (25.63) следует, что спрос на каждый товар в общем случае зависит от цен на все товары (вектора Р), однако построить функцию общего вида, выраженную как yi = φi(Р), очень сложно. Поэтому в практических исследованиях ограничиваются построением и анализом функций спроса для отдельных товаров в зависимости от изменения цен на этот же товар или группу взаимозаменяемых товаров: уi = φi (Р).
Для большинства товаров действует зависимость: чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот. Здесь также возможны различные типы зависимости и, следовательно, разные формы кривых. В практических задачах маркетинга важно различать действительное увеличение спроса, когда сама кривая сдвигается вверх и вправо (происходит переход с кривой I на кривую II на рис. 25.6), и увеличение объема приобретаемых товаров в результате снижения цен при неизменной сумме затрат (переход от точки А к точке Б по одной и той же кривой I на рис. 25.8).
Рис. 25.8. Зависимость спроса на товары от уровня цен
Как уже отмечалось, в общем случае спрос на отдельный товар при прочих равных условиях зависит от уровня цен всех товаров. Относительное изменение объема спроса при изменении цены данного товара или цен других, связанных с ним товаров, характеризует коэффициент эластичности спроса от цен, который удобно трактовать как величину изменения спроса в процентах при изменении цены на 1%.
Для спроса yi, на i-й товар относительно его собственной цены р коэффициент эластичности исчисляется по формуле:
Значения коэффициентов эластичности спроса от цен практически всегда отрицательны. Однако по абсолютным значениям этих коэффициентов товары могут существенно отличаться друг от друга. Их можно разделить на три группы:
товары с неэластичным спросом в отношении цены (Еpii больше – 1);
товары со средней эластичностью спроса от цены (Еpii близко к – 1);
товары с высокой эластичностью спроса (Epii меньше – 1).
В товарах эластичного спроса повышение цены на 1% приводит к снижению спроса более чем на 1%, и наоборот, такое же понижение цены приводит к росту покупок больше чем на 1%. Если повышение цены на 1% влечет за собой такое же понижение спроса менее чем на 1%, то говорят, что это товар неэластичного спроса.
Рассмотрим, как влияет на спрос на какой-либо товар изменение цен на другие товары. Коэффициент, показывающий, на сколько процентов изменится спрос на данный товар при изменении на 1% цены на другой товар при условии, что другие цены и доходы покупателей остаются прежними, называется перекрестным коэффициентом эластичности. Для спроса уi на i-й товар относительно цены pj на j-й товар (i ≠ j) перекрестный коэффициент эластичности рассчитывается по формуле:
По знаку перекрестных коэффициентов эластичности товары можно разделить на взаимозаменяемые и взаимодополняемые. Если Epij > 0, это означает, что i-й товар заменяет в потреблении товар j, т.е. на товар i спрос переключается при увеличении цены на товар j. Примером взаимозаменяемых товаров могут служить многие продукты питания.
Смотрите также
Стратегии маркетинга в условиях конкуренции
♦ Конкурентные стратегии хозяйственного портфеля ♦ Конкурентные стратегии на
функциональном уровне ♦ Оценка конкурентоспособности товара (услуги) ♦ Вопросы и
задания ♦ ...
Истины и идеи Марионеточного маркетинга
Готовность соглашаться
Если потребитель говорит «да»,
высока вероятность того, что он скажет «да» еще раз.
Людям свойственно стремление к
внутренней последовательности и постоянству. Согласившись ...
Анализ маркетинговых возможностей организации
Любая компания должна уметь выявлять
открывающиеся рыночные возможности. Ни одна фирма не может вечно полагаться на
свои нынешние товары и рынки. Многие фирмы подтвердят, что большая часть и ...