Моделирование спроса в задачах маркетингаОбщая теория маркетинга / Экономико-математические методы и прикладные модели в маркетинге / Моделирование спроса в задачах маркетингаСтраница 6
Рассмотрим сначала однофакторную линейную модель зависимости расходов на питание (у) от величины душевого дохода семей (х1). Она выражается линейной функцией следующего вида:
Параметры a0 и а1 можно найти, решив систему нормальных уравнений, которая, в свою очередь, формируется с применением метода наименьших квадратов. Система нормальных уравнений для рассматриваемого случая имеет вид:
где суммирование проводится по всем n группам. Используя данные табл. 25.7, получим систему уравнений:
решением которой являются значения a0 = 549,68 и а1 = 0,1257.
Таким образом, модель имеет вид;
Уравнение (25.73) называется уравнением регрессии, коэффициент а1 называется коэффициентом регрессии. Направление связи между у и х1 определяет знак коэффициента регрессии а1 (в нашем случае данная связь является прямой). Теснота этой связи определяется коэффициентом корреляции:
где Sy есть средняя квадратическая ошибка выборки у в табл. 25.7. Она находится по формуле:
где – средняя арифметическая значений у, а – средняя квадратическая ошибка нашего уравнения (25.73). Последняя определяется следующим образом:
где есть соответствующее значение, вычисленное по модели (25.73). В этих формулах, как и ранее, суммирование ведется по всем группам.
Чем ближе значение коэффициента корреляции к единице, тем теснее корреляционная связь. В нашем примере Sy2 = 454 070, = 63 846, следовательно:
Полученное значение свидетельствует, что связь между расходами на питание и душевым доходом очень тесная. Величина называется коэффициентам детерминации и показывают долю изменения (вариации) результативного признака под действием факторного признака. В нашем случае = 0,859; это означает, что фактором душевого дохода можно объяснить почти 86% изменения расходов на питание.
Рассмотрим теперь двухфакторную линейную модель зависимости расходов на питание (у) от величины душевого дохода семей (х1) и размера семей (х2). Множественный (многофакторный) корреляционно-регрессивный анализ решает три задачи: определяет форму связи результативного признака с факторными, выявляет тесноту этой связи и устанавливает влияние отдельных факторов. В нашем случае эта модель имеет вид:
Параметры модели a0, а1 и а2 находятся путем решения системы нормальных уравнений:
Используя данные табл. 25.7, получим систему нормальных уравнений в таком виде:
Решая эту систему (например, методом Гаусса), получим: a0 = 18,63; а1 = 0,0985; a2 = 224,6, так что модель (25.75) имеет вид:
Для определения тесноты связи предварительно вычисляются парные коэффициенты корреляции . Например:
где черта над символами означает среднюю арифметическую, a Sy и Sx1 – средние квадратические ошибки соответствующих выборок из табл. 27.7. Их можно вычислить следующим образом:
Смотрите также
Процесс маркетинговых исследований
Процесс маркетинговых исследований включает следующие этапы и процедуры:
I. Определение проблемы и целей исследования.
I.1. Определение потребности в проведении маркетинговых исследований.
I.2. О ...
Сущность аудита
Аудит имеет уже достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы. Слово «аудит» в разных переводах означает «он слышит& ...
Дополнительные истины и идеи
Гарантия качества - это
способность «превзойти ожидания» покупателя. Поэтому следующие истины даны
сверх того, что было обещано на обложке книги. ...